Консультации с 20.00-21.00

588341954 588341954

Skype Me™!
Недвижимость и квартиры в Москве и России


Яндекс.Метрика

Приложение № 1
к Уставу СНТ
Утвержден
решением общего собрания членов товарищества
(собрания уполномоченных) СНТ «___________»
«____» __________________________20 г.,
протокол № ______________
Председатель собрания
______________________

РЕГЛАМЕНТ
ВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА
(СОБРАНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ)
СНТ «____________________»


Статья 1. Общие положения
1. Регламент ведения общего собрания членов товарищества ( собрания уполномоченных) предназначен для обеспечения организованного, демократичного обсуждения и правильного решения проблем социально – хозяйственной, организационно – управленческой и иной деятельности садоводческого некоммерческого товарищества.
2. Регламент разработан на основе Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон №66 – ФЗ) и иного законодательства, регулирующего отношения в садоводческих некоммерческих объединениях, а также Устава СНТ «»
3. Вопросы правового статуса общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), его компетенции, порядка его созыва, в особенности созыва внеочередного общего собрания, определены Федеральным законом №66 – ФЗ в достаточном объеме, в связи с чем в подготовке Положения об общем собрании членов товарищества (собрании уполномоченных) необходимости не имеется.
4. Регламент общего собрания подлежит обязательному соблюдению всеми органами управления и контроля СНТ, всеми членами товарищества.
5. С изменением законодательства, регулирующего отношения в сфере коллективного некоммерческого садоводства, в Устав СНТ и в настоящий Регламент вносятся необходимые изменения.
6. Положения и нормы настоящего Регламента не должны противоречить действующему законодательству и Уставу СНТ.
Раздел I
Компетенция и принципы работы общего собрания СНТ
Статья 2. Общее собрание членов товарищества (собрание уполномоченных) – высший орган управления СНТ
1. Общее собрание членов товарищества (собрание уполномоченных) является высшим органом управления садоводческим товариществом. Ему подотчетны и подконтрольны все другие органы управления и органы контроля товарищества.
2. Общему собранию членов товарищества (собрание уполномоченных) в соответствии с его исключительной компетенцией (кругом полномочий) принадлежит право рассмотрения и принятия решений по всем вопросам социально-хозяйственной и иной деятельности товарищества, указанным в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ и ст.___ Устава СНТ.
Кроме того, согласно этому же пункту ст. 21 указанного Закона общее собрание членов товарищества (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности СНТ и принимать по ним решения.
3. Общее собрание вправе отменять решения правления товарищества, председателя правления, ревизионной комиссии и иных комиссий общественного контроля, если признает их противоречащими действующему законодательству РФ, Уставу товарищества и нарушающими права и законные интересы товарищества и его членов.
4. Общее собрание вправе пересмотреть свое собственное решение, отменить или изменить его в случае, если признает его противоречащим действующему законодательству, Уставу СНТ и нарушающим права и законные интересы товарищества и его членов.
Статья 3. Формы проведения общих собраний в СНТ
1. Согласно ст. 20 Федерального закона № 66 – ФЗ товарищество вправе проводить общее собрание своих членов в двух основных формах: в форме общего собрания членов товарищества и собрания собрание уполномоченных.
Как следует из п. 1 ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ, обе эти формы имеют одинаковые полномочия.
2. В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ общее собрание членов товарищества при необходимости может также проводиться в заочной форме, при которой решения принимаются путем заочного голосования (опросным путем).
Общее собрание членов товарищества не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходно – расходной сметы, отчеты правления и ревизионной комиссии товарищества.
Порядок и условия проведения общего собрания членов товарищества в заочной форме установлены отдельным внутренним регламентом, утвержденным общим собранием ( см. Приложение № 1 к настоящему Регламенту).
3. Общее собрание в СНТ в предусмотренных Федерального закона № 66 – ФЗ формах могут проводиться только раздельно, т.е. без их совмещения или дополнения одной формы другой. В частности, недопустимо проводить заочное голосование (опросным путем) в качестве дополнения к общему собранию членов товарищества, не имеющему кворума.
Статья 4. Проведение общего собрания членов товарищества в форме собрания уполномоченных
1. Проведение общего собрания членов товарищества в форме собрания уполномоченных, возможность которого предусмотрена п. 2 ст. 20 Федерального закона № 66 – ФЗ, позволяет решить проблему кворума.
2. Состав уполномоченных избирается общим собранием членов товарищества либо на собраниях территориальных подразделений СНТ: по улицам, кварталам, секторам (см. Приложение №2 к настоящему Регламенту).
3. Уполномоченные избираются из числа членов товарищества и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам товарищества.
4. В качестве уполномоченных могут избираться члены правления и члены ревизионной комиссии товарищества.
5. Численность уполномоченных согласно Уставу СНТ должна составлять 1/__ часть общей численности членов товарищества при норме представительства – 1 уполномоченный от ___членов товарищества.
6. Порядок избрания уполномоченных по территориальным подразделениям СНТ, их права и обязанности, порядок отзыва и ротации установлены в отдельном внутреннем регламенте, утвержденным общим собранием (см. Приложение № 3 к настоящему Регламенту).
Статья 5. Принципы создания общего собрания СНТ
1. Общее собрание должно осуществлять свою работу с обязательным соблюдением основных принципов: законности, социальной справедливости, демократии и гласности, ответственности за решение социально-хозяйственных и иных проблем в товариществе.
2. Принцип законности в работе общего собрания выражается в том, что при рассмотрении и решении вопросов, вынесенных на его рассмотрение, оно должно руководствоваться требованиям действующего российского законодательства и Устава СНТ. Принимаемые собранием решения не должны противоречить положениям и нормам законодательства РФ, Устава СНТ и настоящего Регламента.
3. Принцип социальной справедливости в работе общего собрания состоит в том, что оно должно защищать прежде всего права и законные интересы товарищества и его членов, установленные и гарантируемые Конституцией России, Федерального закона № 66 – ФЗ, иными законами страны и законами Московской области закрепленные в Уставе СНТ.
4. Принцип демократии и гласности в работе общего собрания заключается в том, что члены товарищества вправе:
 лично либо через своего представителя участвовать в работе общего собрания и в голосовании по предлагаемым решениям;
 избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля товарищества;
 получать информацию о работе общего собрания и принятых им решениях, а также о выполнении принятых решениях либо причинах срыва их исполнения;
 требовать представления им для ознакомления протоколов общих собраний или заверенных выписок из этих протоколов;
 обращаться в суд с заявлением о признании недействительными решений общих собраний, нарушающих права и законные интересы членов товарищества.
Принцип демократии и гласности выражается также в том, что все общие собрания в товариществе являются открытыми, их участники пользуются правом свободы критики недостатков и нарушений в деятельности органов управления и контроля товарищества и их должностных лиц.
5. Принцип ответственности за решение социально – хозяйственных проблем предусматривает:
 обязанность председателя правления, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии и иных комиссий общественного контроля, членов товарищества, выполняющих поручения общего собрания по решению социально – хозяйственных и иных проблем в СНТ, действовать в интересах товарищества, вести дела грамотно, добросовестно и разумно;
 персональную ответственность перед товариществом за невыполнение или ненадлежащее выполнение порученного дела, за причинение убытков и морального вреда товариществу своими действиями (бездействием);
 привлечение лиц, выполняющих управленческие или контрольные функции в товариществе, за финансовые нарушения, причинение ими убытков товариществу к административной либо уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Статья 6. Исключительная компетенция общего собрания членов СНТ
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) относится рассмотрение и принятие решений по всем наиболее важным проблемам социально – хозяйственной и иной деятельности товарищества. Исключительность полномочий общего собрания в том и состоит, что определенный Федеральным законом № 66 – ФЗ круг вопросов вправе решать лишь общее собрание. Вопросы, отнесенные Законом к исключительной компетенции общего собрания, никем, даже самим собранием, не могу быть переданы на рассмотрение правления товарищества.
2. Особенности исключительной компетенции общего собрания, изложенной в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ, состоят в следующем:
а) только за общим собранием указанным Законом закреплено право:
 вносить изменения и дополнения в устав СНТ или утверждать устав в новой редакции;
 осуществлять прием в товарищество новых членов и исключения из его членов;
 формировать исполнительные и контрольные органы товарищества (ревизионную комиссию, а также комиссии общественного контроля пожарной, экологической и санитарной безопасности, контроля землепользования, контроля электропотребления) и досрочно прекращать их полномочия;
 принимать решения о вступлении товарищества в ассоциации (союзы) садоводческих некоммерческих объединений;
б) только общее собрание вправе утверждать внутренние регламенты, положения и инструкции;
в) только общее собрание вправе принимать решения по наиболее важным финансово – экономическим проблемам СНТ, а именно:
 о формировании, учете и использовании имущества товарищества;
 об утверждении годовых приходно – расходных смет и отчетов об их использовании;
 об установлении размеров специальных и иных фондов товарищества;
 об установлении размеров и порядка исчисления вступительных, членских и целевых взносов;
 о начислении пеней за несвоевременную оплату членских и целевых взносов, а также за несвоевременную оплату потребления электроэнергии;
 об утверждении штатного расписания товарищества;
 о порядке и условии поощрения членов исполнительных и контрольных органов, членов товариществ и штатных работников СНТ;
г) только общее собрание обладает наиболее широкими контрольными функциями, как то:
 рассмотрение и утверждение планов и отчетов правления товарищества, ревизионной комиссии, иных комиссий общего контроля;
 рассмотрение жалоб и заявлений членов товарищества на решения и действия председателя правления, правление товарищества, ревизионной комиссии, иных комиссий общего контроля;
 организация при необходимости проверок (расследований) специально назначенными комиссиями, в том числе с привлечением внешнего аудита, по жалобам и заявлениям членов товарищества о финансовых и хозяйственных нарушениях в товариществе;
д) только общее собрание обладает исключительным правом принимать квалифицированным большинством голосов решения о:
 реорганизации товарищества, в том числе путем изменения его правового статуса;
 ликвидации товарищества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов СНТ.
Таким образом, к компетенции общего собрания относятся вопросы, определяющие социальную, экономическую и организационную политику СНТ.
Раздел II
Подготовка общего собрания членов СНТ
Статья 7. Периодичность общих собраний
1. Общие собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) созываются правлением СНТ по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в год.
2. Общее собрание, на котором наряду с рассмотрением отчетов правления и ревизионной комиссии осуществляются выборы нового состава правления и его председателя, ревизионной и иных комиссий общественного контроля, а также ротация состава уполномоченных, называемое
отчетно – выборным собранием, созывается 1 раз в год.
Статья 8. Организационно – техническая и информационная подготовка общих собраний в товариществе
1. Вся организационно – техническая и информационная подготовка общих собраний в СНТ возлагается на правление товарищества.
2. К подготовке общих собраний правления товарищества вправе привлекать комиссии общественного контроля, членов товарищества.
3. Все вопросы организационно – технического и информационного характера, связанные с подготовкой общего собрания, обсуждаются на 1 – 2 заседаниях правления товарищества, предшествующих общему собранию.
4. Правления товарищества на заседаниях принимает решение о сроке и месте проведения общего собрания, его форме (общее собрание членов товарищества или собрание уполномоченных товарищества) и повестке дня.
Статья 9. Подготовка вопросов к рассмотрению на общем собрании
1. Инициатива внесения на рассмотрение общего собрания новых вопросов и проектов решений по ним принадлежит: правлению товарищества, председателю правления, ревизионной комиссии, иным контрольным органам товарищества, членам товарищества.
2. Порядок включения вопросов в повестку дня общего собрания следующий: вопросы для рассмотрения на общем собрании вносятся в правление товарищества, которое на своем заседании формирует повестку дня очередного общего собрания, утверждает докладчик по основным вопросам и ответственных за подготовку проектов решений.
3. В повестку дня годовых общих собраний, обычно проводимых в конце года либо в начале следующего года, прежде всего включаются следующие вопросы:
 Рассмотрение и утверждение отчета правления товарищества о проделанной работе и исполнении приходно – расходной сметы за истекший год и рассмотрение и утверждение приходно – расходной сметы на очередной год;
 Отчет ревизионной комиссии по итогам ревизий и проверок.
Отчеты иных комиссий общественного контроля, как правило, отдельно в повестку дня не включается, результаты их работы отражаются в отчете правления.
4. Отчеты правления товарищества и ревизионной комиссии готовятся в письменной форме и предварительно обсуждаются на заседаниях правления и ревизионной комиссии товарищества.
5. Подготовленный правлением отчет об исполнении приходно – расходной сметы товарищества за истекший год и проект сметы на следующий год для предварительного ознакомления членов товарищества за 2 недели до даты общего собрания должны вывешиваться на информационных щитах в помещении правления и на территории СНТ.
6. По наиболее важным и острым вопросам социально-экономического развития товарищества материалы к общему собранию могут готовиться специально назначенными комиссиями, которые по заданию общего собрания или правления товарищества осуществляют обследования и проверки с целью выявления фактического положения дел, вскрытия недостатков и нарушений, а также выработки предложений по их устранению.
7. Все материалы по вопросам, включенные в повестку дня общего собрания, должны быть подготовлены для обсуждения на предстоящем собрании теми лицами и комиссиями, на которых правления товарищества возложило ответственность за подготовку докладов и решений.
8. Проекты решений общих собраний по основным вопросам повестки дня готовят инициаторы внесения их на рассмотрения общего собрания, члены правления товарищества, отвечающие за соответствующие участки работы, с участием докладчика.
Проекты решений должны быть подготовлены не позднее чем за 3 дня до даты проведения общего собрания.
9. Общее собрание вправе принимать решения о создании редакционных комиссий по выработке либо доработке проектов решений во время работы собрания.
10. Проекты решений общего собрания, устанавливающие задания для членов правления, председателя правления, ревизионной комиссии и иных комиссий общественного контроля товарищества, должны содержать: цель, задачи, пути, средства и сроки их выполнения, объем работ или перечень мероприятий, объем финансирования работ, фамилии ответственных за реализацию решений лиц и, при необходимости, - лиц, контролирующих решений.
Статья 10. Порядок созыва общего собрания
1. Обязанность по созыву общего собрания возлагается на правление товарищества.
2. Уведомление членов товарищества о созыве общего собрания (уведомление уполномоченных о созыве общего собрания) осуществляется правлением товарищества в следующих формах:
 в устной – при личных встречах, по телефону и местному радио;
 в письменной – путем направления почтовых открыток и писем, а также помещения объявления в местной газете;
 в наглядно – демонстрационной – путем размещения объявления на информационных щитах на территории товарищества.
При необходимости могут использоваться уведомления в иных формах: вручение письменного уведомления члену СНТ под личную роспись, почтовое отправление документа с уведомлением о вручении адресату; передача сообщения по факсу.
3. Уведомление членам товарищества о созыве общего собрания направляются не позднее чем за 2 недели до даты его проведения.
4. Уведомления должны содержать информацию о месте и времени проведения общего собрания, его форме и повестке дня.
5. Порядок созыва внеочередного общего собрания правлением товарищества достаточно полно изложен в п. 2. ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ, поэтому при его созыве следует руководствоваться данной статьей Закона.
Раздел III
Порядок проведения общего собрания
Статья 11. Организация общего собрания
1. Общие собрания проводятся в бесплатно предоставляемом либо в арендуемом помещении, а в весеннее и летнее время – на территории товарищества (с обязательным обеспечением необходимых условий для нормальной работы собрания).
2. Перед началом собрания члены правления СНТ осуществляют регистрацию прибывших на собрание членов товарищества (или уполномоченных) путем отметки каждого и проставлением им в соответствующих списках личной подписи. Регистрацию уполномоченных осуществляют члены правления, являющиеся уполномоченными.
3. Открывает общее собрание председатель правления товарищества. Он докладывает собравшимся о наличии кворума и руководит избранием рабочего президиума собрания.
4. Председатель общего собрания избирается из членов товарищества. Избрание производится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на собрании.
Наряду с председателем собрания избирается секретарь (при необходимости секретариат) для ведения протокола собрания. Председатель и секретарь составляют рабочий президиум общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных).
5. Председатель собрания начинает руководство работой общего собрания с утверждением повестки дня и регламента собрания.
6. Вмешательство председателя правления и членов правления товарищества в руководство председателем собрания работой общего собрания не допускается. В то же время помощь председателю собрания при необходимости таковой ими оказывается.
Статья 12. Правомочность общего собрания
1. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствует более 50% членов товарищества.
2. Член товарищества вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем правления.
В качестве представителей на собрании могут выступать члены семьи и другие родственники членов товарищества либо другие члены данного СНТ. Это позволяет решить проблему кворума на общих собраниях членов товарищества.
3. Собрание уполномоченных правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 уполномоченных товарищества.
4. Кворум общего собрания определяется на момент окончания регистрации прибывших на собрание членов товарищества либо уполномоченных товарищества.
5. Председатель правления СНТ не вправе открывать общее собрание, если отсутствует необходимый кворум. В этом случае прибывшие на собрание члены товарищества (уполномоченные) принимают решение о переносе собрания.
6. По решению общего собрания членов товарищества может быть разрешено присутствие на собрании взрослых членов их семей, но без права участия в работе собрания.
7. На собрании уполномоченных с его разрешения могут присутствовать члены товарищества, не являющиеся уполномоченными. Они могут участвовать в работе собрания с правом совещательного голоса.
Статья 13. Порядок обсуждения вопросов на собрании
1. Повестка для общего собрания, предложенная правлением, объявленная в уведомлениях о созыве собрания и оглашенная председателем собрания, принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании членов товарищества либо уполномоченных.
Не указанные в уведомлении вопросы, предлагаемые для включения в повестку дня, могут включаться в нее, если за их включения проголосует более 50% участников собрания.
Не рекомендуется включать в повестку дня неконкретное «Разное».
2. При определении регламента работы собрания время для доклада отводится, кА правило, в пределах 20 – 25 минут, для информации (сообщения) по вопросу – до 10 минут, на выступления по обсуждаемым вопросам – до 5 минут, на повторные выступления – до 2 минут, на справки и вопросы к докладчикам – не более 1 минуты. После 1.5 – 2 часов работы собрания может объявляться 10 – 15 – минутный перерыв.
3. В случае необходимости принятия в члены СНТ новых садоводов этот вопрос рассматривается на общих собраниях первым, чтобы вступившие сразу могли воспользоваться правом активного участия в работе собрания.
4. В процессе обсуждения вопросов повестки дня общего собрания его участники вправе:
 задавать докладчикам вопросы и требовать от них пояснений дополнительной аргументации и мотивировки выдвинутых предложений;
 вносить предложения об изменении решений по обсуждаемым вопросам или их доработке;
 отложить обсуждение вопроса из-за недостаточной его подготовленности;
 принимать решение о назначении специальной комиссии для более глубокого изучения либо расследования острого вопроса.
5. Участники общего собрания не вправе:
 Перебивать докладчика и других выступающих репликами, несвоевременной постановкой вопросов и иными способами;
 Мешать организационному ходу собрания путем обструкции.
6. Председатель общего собрания обязан обеспечить:
 строгое соблюдение установленного регламента собрания, процедуры рассмотрения вопросов повестки дня и принятия решений;
 учет всех критических замечаний и предложений выступающих на данном собрании;
 поддержание дисциплины и организованности среди участников собрания.
Для этого председатель вправе:
 предупреждать докладчиков и иных выступающих об использовании лимита времени, предоставленного им для выступлений, и в порядке исключения по их просьбе путем проведения голосования решать вопрос о предоставлении им дополнительного времени;
 делать замечания и предупреждения нарушителям дисциплины и порядка ведения собрания, а в случаях продолжения нарушителями преднамеренных провокационных действий, создающих угрозу срыва собрания, решать вопрос об удалении их с собрания путем проведения соответствующего голосования.
Статья 14. Порядок принятия решений общим собранием
1. При принятии общим собранием членов СНТ решений в случае присутствия на собрании значительного числа членов семей садоводов члены товарищества голосуют путем поднятия своих членских книжек садоводов, а представители членов СНТ – путем поднятия выданных им доверенностей. Те представители, которые являются членами товарищества, голосуют за себя своей членской книжкой садовода, а за доверителя – полученной от него доверенностью, т.е. в этом случае они могут иметь несколько голосов, но не более 3.
2. При принятии собранием уполномоченных решений в случае присутствия на собрании значительного числа членов товарищества, не являющихся уполномоченными, уполномоченные голосуют путем поднятия удостоверений об их избрании, выданных им правлением товарищества.
3. Решения по большинству вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов либо уполномоченных СНТ.
4. Квалифицированным большинством голосов в 2/3 присутствующих участников собрания принимаются следующие решения:
 о внесении изменений в Устав товарищества и принятии дополнений к нему либо об утверждении Устава в новой редакции;
 об исключении из членов товарищества;
 о назначении ликвидационной комиссии;
 об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Данный перечень вопросов, требующих принятия их квалифицированным большинством голосов, согласно абз. 9 п.2 ст. 21 Федерального закона № 66 – ФЗ, является исчерпывающим.
5. Все решения общих собраний, как правило, принимаются открытым голосованием.
6. Тайное голосование может осуществляться по решению общего собрания только при выборах председателя правления, членов правления и членов ревизионной комиссии.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов общее собрание избирает счетную комиссию в составе не менее 3 человек.
7. Принятия решений общих собраний о приеме в члены товарищества и об исключении из его членов, об избрании членов правления, членов контрольных органов товарищества должно осуществляться отдельно по каждой кандидатуре. Голосование списком при принятии таких решений не допускается.
8. Решения общих собраний членов товарищества (собрания уполномоченных) вступают в силу с момента их принятия.
9. Решения общих собраний членов товарищества (собрания уполномоченных) имеют обязательную силу для всех членов СНТ и работников, принятых на работу в него по трудовому договору.
Статья 15. Особенности отчетно – выборных собраний в СНТ
1. На отчетно – выборных собраниях членов товарищества, созываемых 1 раз в 2 года, обычно заслушивают сразу 2 доклада: отчет правления (в том числе об исполнении приходно – расходной сметы за истекший год и проект сметы на очередной год), отчет ревизионной комиссии (с оглашением акта ревизии). После этого происходит обсуждение докладов, в процессе которого выступающими оценивается работа исполнительных и контрольных органов товарищества, а также выдвигаются предложения о мерах по улучшению их финансово – хозяйственной и иной деятельности.
2. После заслушивания и обсуждения отчетов общее собрание по каждому из них принимает решения, состоящее из 3 частей: утверждение доклада, оценка работы (признается «удовлетворительной» либо «неудовлетворительной»), задачи и меры по улучшению или налаживанию работы.
Затем принимаются решения об исполнении приходно – расходной сметы и утверждение сметы на очередной финансово – хозяйственный год.
Общее собрание вправе принимать отдельные решения и по другим вопросам жизнедеятельности товарищества.
3. Важной отличительной особенностью отчетно – выборных собраний в товариществе являются выборы его исполнительных органов: председателя правления, правления, а также ревизионной и иных комиссий общественного контроля, которые проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 66 – ФЗ и Уставом товарищества.
Статья 16. Ведение и оформление протоколов общих собраний
1. Ведение протоколов общих собраний осуществляют секретари (секретариат) этих собраний.
Протокол общего собрания оформляется в чистом варианте и подписывается председателем и секретарем (секретарями) собрания в 3 – дневный срок после его проведения. Прежде чем поставить свою подпись под протоколом, председатель и секретарь (секретари) обязаны убедиться в идентичности чистового варианта протокола с черновым.
2. Протокол общего собрания ведется в произвольной форме, однако в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
 место и дата проведения собрания и его форма;
 общая численность членов товарищества и число участников собрания либо общая численность уполномоченных в товариществе и число участников собрания уполномоченных;
 фамилия и инициалы председателя и секретаря собрания;
 повестка дня собрания;
 докладчики и основные положения их докладов;
 выступившие на собрании при обсуждении отчетов и содержании их критических замечаний и позитивных предложений;
 решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по каждому вопросу (количество голосов, поданных «за» и «против», а также число тех, кто «воздержался»);
 другие сведения, которые в соответствии с решениями общего собрания подлежат отражению в протоколе.
К протоколу общего собрания должны прилагаться тексты либо тезисы отчетов и сообщений по основным вопросам повестки дня: отчет правления, отчет ревизионной комиссии, приходно – расходная смета, списки принятых в члены товарищества и другие документы, послужившие основаниями для принятия соответствующих решений.
Некоторые приложения могут хранить отдельно от протокола собрания, но с обязательным указанием в протоколе о месте их хранения.
3. Протоколы общих собраний, подписанные председателем и секретарем (секретарями) собрания, заверяются печатью товарищества и хранятся в делах СНТ постоянно.
Статья 17. Доведение решений общих собраний до членов СНТ
1. Копии протоколов общих собраний, заверенные выписки из них представляются для ознакомления членам товарищества (по их требованию), а также могут направляться в администрацию района, на территории которого находится товарищество, в районный союз (ассоциацию) садоводов, судебным и правоохранительным органам по их письменным мотивированным запросам.
2. Решения общих собраний доводятся до членов товарищества правления в течение 7 дней после даты их принятия в порядке, установленным Уставом СНТ, - в частности, через членов правления и уполномоченных, путем размещения на территории товарищества, а при необходимости – с помощью почтовых отправлений.
3. Решения общих собрания, принятые в отношении конкретных членов товарищества, в случае, если последние заинтересованы в получении этих решений на руки, выдаются им в 7 – дневный срок в виде выписок из протокола, подписанных председателем собрания и заверенных печатью товарищества, либо в виде справок, подписанных председателем правления товарищества и скрепленных печатью.
Статья 18. Порядок обжалования решений общих собраний
1. Законодательство РФ не требует безусловного подчинения члена товарищества принятым общим собранием решениям, особенно если неправомерны или носят дискриминационный характер, поэтому член СНТ вправе обжаловать в суд решение общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), нарушающее его права, свободы и законные интересы.
2. Обжалование решения общего собрания в суд признается правомерным при соблюдении следующих условий:
 данное решение нарушает права и законные интересы члена товарищества, установленные законодательством РФ и Уставом товарищества;
 оно принято в нарушении компетенции общего собрания, действующего законодательства и Устава товарищества;
 обращающийся в суд член товарищества не принимал участия в работе общего собрания или голосовал против данного решения.
3. Обжалуя решения общего собрания в суд, член товарищества должен в исковом заявлении также показать, что это решение существенным образом нарушает его права и законные интересы. Допущенные нарушения являются существенными, если решение общего собрания повлекло причинение истцу имущественных убытков и (или) морального вреда.
Раздел IV
Выполнение решений общих собраний
Статья 19. Организация выполнения решений собраний
1. Вся организационная работа по практическому выполнению решений общих собраний возлагается Федеральным законом № 66 – ФЗ и Уставом товарищества на правление товарищества.
2. В ежегодных отчетах правлениях товарищества, представляемых на рассмотрение и утверждение общему собранию, обязательно выделяется раздел о проделанной правлением работе по реализации решений высшего органа управления товарищества.
3. Ревизионная комиссия в своих ежегодных отчетах также докладывает общему собранию о выполнении решений общих собраний в части, входящей в ее компетенцию (по результатам проведения внеплановых ревизий и проверок).
Статья 20. Контроль за выполнением решений общих собраний
1. Обязанность по контролированию выполнения решений общих собраний возлагается на правление товарищества и персонально – на председателя правления.
2. Правление товарищества и его председатель обязаны в установленные для реализации решений общих собраний сроки осуществлять все виды контроля: предварительный, текущий и последующий. Такая методика контроля позволяет правлению и его председателю не допускать срывов выполнения принимаемых собраниями решений.
3. В порядке промежуточного (текущего) контроля правления товарищества на своих заседаниях обязано периодически обсуждать вопрос «О ходе выполнения решений общего собрания»
4. Выполняя контрольные функции, председатель правления товарищества обязан владеть информацией о ходе и результатах выполнения либо причинах срыва выполнения решений общих собраний, об угрозе срыва сроков их выполнения или низком качестве производимых в соответствии с этими решениями работ и принимать срочные меры к обеспечению обязательного и качественного выполнения этих решений.
5. За невыполнение решений общего собрания, приведших к причинению убытков товариществу и его членам, председатель правления и члены правления, виновные в этом, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.